Опубликована статья старшего воспитателя Платоновой С.В. "ФГОС в нашем детском саду вошел с 2005 года "

 

Одной из ведущих тенденций нынешнего столетия стало осознание того, что устойчивое развитие  общества, преодоление проблем, с которой оно сталкивается и возможность дать ответ на вызовы нового тысячелетия зависят от состояния образования и образованности. Сфера образования сегодня выдвинута в ряд приоритетных направлений в политике правительства. 

 Актуальность нашего проекта состоит из:

Принципа открытости- преодоление замкнутого (идеологического ,экономического, педагогического и т.п.), корпоративного, ведомственного строя и духа учебных заведений.

                Базовой ценностью и принципами организации открытого образовательного пространства является личная инициатива его субъектов: детей, воспитателей, педагогов, родителей воспитанников. Открытое образовательное пространство по отношению к ребенку рассматривается как условие его личностного роста и самореализации.  Это-переход на договорные отношения сродителями. Процесс перехода педагогов, воспитателей от исполнения ими единых образовательных планов и программ к развитию творческой инициативы субъектов образовательного пространства посредством расширения сферы деятельности ДОУ, сферы общения содержания профессиональной деятельности. Изменение характера взаимоотношений педагогов и детей как субъектов  открытого образ. прост. является необходимым условием гуманизации образовательного процесса, изменения качества педагогической деятельности.

                Создание открытого образ. прост.  ведет к существенному изменению внутренней образовательной среды детского сада.  Открытость деятельности позволяет адекватно и своевременно реагировать на изменение образовательных потребностей социума ; привлекать социальных партнеров для качественной организации образовательного процесса в ДОУ; обеспечить соблюдение прав  и свобод его субъектов ;создать предпосылки для формирования механизмов общественного управления качеством образования.

                Открытое образовательное пространство является целостным пространством развития личности ребенка для освоения им культуры. Предполагает открытость деятельности педагога, воспитателя  всему педагогическому сообществу. Такая открытость может быть обеспечена, если в ДОУ организована совместная деятельность воспитателей и педагогов, направленная на решение конкретных педагогических проблем (проектная деятельность, творческие мастерские).

                Основной целью открытого образовательного пространства  является консолидация усилий его субъектов с целью обеспечения развития личности дошкольника. Укрепления и сохранения его физического, психологического здоровья.

Основные механизмы реализации программы:

-Организация  центров активности ребенка - детско –взрослых сообществ принципами которых являются :

-принцип открытого образовательного пространства;

-принцип выбора детьми и педагогами вида деятельности, способа деятельности, партнера в игре и в деятельности.

- принцип целостного восприятия окружающего мира ребенком.

Чтобы реализовать основную цель программы создали открытую пространственно – предметную среду, где дети свободно перемещаются и по своему желанию выбирают понравившуюся им деятельность. Развитие детей проводится во всех детско – взрослых сообществах. Занятия проводятся в детско –взрослых сообществах по видам детской деятельности: игры, продуктивные виды деятельности.

Организованы 11 детско –взрослых сообществ:

-«Суутукчээн» (наперсток) руководитель Ноева Анна Гаврильевна, где основной вид деятельности шитье, работа с бисером.

-«Бэйбэрикээн»(имя главной героини сказки)  руководитель Винокурова Людмила Васильевна, где дети знакомятся с народными сказками. Основной вид деятельности слушание народных сказок, изготовление поделок из бумаги, народные настольные игры.

-«Дьукээбил»( северное сияние) руководитель Макарова Евдокия Николаевна, где детям предоставляется возможность рисовать.

-«Ача (росток) руководитель Платонова Светлана Николаевна, где дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы, делают поделки из природного материала. Проводится ознакомление с природой, экологическое воспитание детей, ознакомление с традициями и обычаями народа, расширяется кругозор детей, упорядочивание накопленных и получаемых представлений о мире, формирование позитивного отношения к миру, включающее бережное, созидательное, познавательное отношение, развивается, поддерживается и поощряется активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности.  Основной вид деятельности детей лепка из глины, бисероплетение, работа с природными материалами. Методы и приемы: исследовательские игры, экскурсии, прогулки, наблюдения, развлечения и праздники.

-«Мэнигийээн»(имя героя сказки) руководитель Семенова Марианна Николаевна, где дети играют в спортивные игры.

-«Коллаж» руководитель Трофимова Наталия Николаевна, где дети знакомятся с русским языком через аппликацию.

-«Куорэгэй»(Жаворонок) руководитель Макарова Любовь Юрьевна, где дети занимаются музыкальной деятельностью.

-«Ньээм –ньээм» руководитель Захарова Сардаана Григорьевна, где посещают дети второй младшей группы.

Angels»  руководитель Ноговицына Любовь Андреевна, где дети знакомятся с английским языком через игры.

- «Кустук» руководитель Рожина Ольга Алексеевна, где дети занимаются тестопластикой.

- «Леготехника» руководитель Оконешникова Лидия Гаврильевна, где дети занимаются контруированием и легой.

- «Ай-тал» руководитель Никифорова Надежда Афанасьевна, где дети занимаются танцами.

                Детско –взрослые сообщества – это мотивированный стимулирующий процесс, который призван обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ,  на защиту своих прав законных интересов и формирование коммуникативных компетенций, становлении ребенка как субъекта деятельности, общественно государственное управление детским дошкольным учреждением, улучшение качества образования.

                Основной подход образовательно –воспитательного процесса:

-Воспитание в детях самостоятельности и инициативы, ответственности  и гуманного отношения к себе, другим, управление своей деятельностью.

Под формированием коммуникативной компетенции мы считаем:

n  навыки работы в группе,

n  способы взаимодействия с окружающими и  людьми и событиями,

n   владение родным языком, знакомство с  другими языками (русским и английским). 

Компетенции рассматриваются как освоение обобщенных способов действий:

-планирование сотрудничества;

- постановка вопросов;

-построение речевого высказывания;

-согласование действий с коммуникатором.

Содержание образования опирается на этнокультурные образцы отно­шений: включены народные сказки, басни, загадки, рассказы, былины, эпосы, национальные виды игр: хапсагай, вольная борьба, ыстана, подвижные игры.

-          Знакомство с народным прикладным искусством;

-          С традициями и обычаями;

-          С народными песнями и танцами.

Содержание знакомства с окружающей действительностью ребенка изменяется в за­висимости с изменением времени года, с якутским календарем «Кун-дьыл халандаара», где отмечаются основные даты времени года.

Образовательная программа должна обеспечивать образовательный процесс предусматривающий развитие психических процессов детей и вос­питанности. Критериями развития детей может быть:

-          Развитие уровня психических процессов: речь, память, внимание, во­ображение, мышление и творчество детей;

-          Критерии воспитанности: самостоятельность, ответственность, отно­шение к себе, к другим, к природе;

-          Способы познания окружающей действительности.

-          Становление ребенком как субъекта деятельности.

В образовательном процессе используется деятельностная технология - ребенок развивается с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей.

Цели образования:

-умения управлять поведением;

-планировать и контролировать свои действия;

-взаимодействовать со сверстниками взрослыми, слушать взрослого и выполнять его требования.

Организация воспитательно – образовательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей интересов и потребностей детей, педагогов и родителей.

В ходе экспериментальной работы изданы:

1.       Учебно-методическое обеспечение эксперимента:                                                                                     

- разработана адаптивная программа «Айыы оготун эйгэтэ» для детей дошкольного возраста», методический комплектпрограммы, защищена диссертационное исследование: «Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста», напечатана монография Макарова Т.А. к.п.н., доцента СВФУ ПИ ДО.

- разработано нормативно-правовая база эксперимента.                                                                                                   - разработано технология развития творческой активности детей дошкольного возраста.                                                                                                                                                           - разработано содержание деятельности детско – взрослого сообщества на основе экспериментальной работы федерального значения мы участвовали в апробации введения  ФГОС, которые будут стандартом дошкольного образования.                                                                                                                                                      - разработаны и апробированы критерии развития творческой активности детей дошк. возраста. В каждом сообществе разработаны свои собственные критерии. Например: Сообщество  «Ача» определяет уровень развития взаимоотношения между детьми и со взрослыми, знакомит детей с обычаями и традициями народа. (мониторинг кердеребун)       Детско – взрослое сообщество «Суутукчээн» рассматривает степень становления ребенком как субьекта деятельности (Антон папката)                                                                                                                                             - разработан новый портрет педагога – воспитателя. Воспитатель должен быть субьектом своего дела, в ходе развития проходит следующие этапы: 1 этап-адаптации, 2-интеграция, 3- индивидуализация (лист развития )                                                                                                                                                                                 - По результатам эксперимента нами подготовлены и напечатаны  методические пособия :                                                                   

  «Норуот ырыатынан кыра саастаах огону хомустуурга уерэтии» - С.В. Платонова.                                                               «Кыра саастаах оголорго сиэри-туому тутуьар оонньуулар» - С.Н. Платонова.

 «Ого сайдар суола – тереебут тыл» А.Г. Ноева.

 «Остуоруйа алыптаах эйгэтэ» Л.В Винокурова.

 «Кыра саастаах оголорго аналлаах сайыннарар оонньуулар» Е.Н Макарова.                                                                                                                    - Выпущен учебно – методический комплект «Моделирование образовательного пространства «Айыы» детско-взрослое сообщество в ДОУ». Авторы:  Макарова Т.А., О.И.Михалева, Е.П. Сивцева., С.В. Платонова.                                                                                                                           

 2. Детский сад стал стажировочной площадкой по теме: «Открытое образовательное пространство «Айыы оготун эйгэтэ» при АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК. им. С.Н. Донского – II.